ЕЖЕДНЕВНО С 10:00 - 22:00
+7(812) 507-67-47

Сдам комнату 27.01.22 (В архиве)

Метро: ЗИЛ
ЧТОБЫ­ ПОМНИЛИ:­ ДЕТИ­ БЛОКАДНОГО­ ЛЕНИНГРАДА

Блокада­ Ленинграда­ продолжалась­ долгие­ 872­ дня­ с­ 8­ сентября­ 1941г.­ по­ 27­ января­ 1944г.­ и­ унесла­ жизни­ полутора­ миллионов­ человек.­ В­ окружении­ вместе­ с­ взрослыми­ в­ эти­ тяжелейшие­ для­ города­ дни­ были­ 400­ тысяч­ детей.

«НАЧАЛО»

Захват­ Ленинграда­ был­ одним­ из­ пунктов­ немецкого­ плана­ «Барбаросса».­ Фашисты­ считали,­ что­ в­ течение­ лета­ и­ осени­ Советский­ Союз­ будет­ разгромлен­ и­ город­ на­ Неве­ взят.­ Но­ их­ планы­ не­ сбылись.­ Защитникам­ Ленинграда­ удалось­ остановить­ вражеские­ войска­ в­ 4-7­ километрах­ от­ города.­ Город­ не­ был­ захвачен,­ но­ его­ жители­ оказались­ в­ кольце­ блокады,­ отрезанные­ от­ окружающего­ мира.

Гитлер­ принял­ решение­ стереть­ Ленинград­ с­ лица­ земли.­ Для­ этого­ обстреливать­ его­ из­ артиллерии­ и­ беспрерывно­ бомбить,­ задушить­ голодом.­ На­ немецких­ картах­ для­ бомбежки­ были­ отмечены­ такие­ объекты­ как­ школы,­ больницы,­ дворцы­ пионеров,­ музеи.­ Только­ осенью­ 1941г.­ на­ Ленинград­ было­ совершено­ около­ 100­ налетов­ и­ сброшено­ 65­ тысяч­ зажигательных­ и­ 3055­ фугасных­ бомб.

На­ снимке­ игрушки­ ленинградских­ детей,­ которых­ эвакуировали­ из­ Ленинграда­ на­ большую­ землю­ на­ барже.­ Транспорт­ с­ детьми­ подвергся­ вражеской­ бомбардировке­ и­ был­ затоплен.­ Через­ десятки­ лет­ эти­ игрушки­ были­ найдены­ на­ дне­ Ладожского­ озера.­ Никого­ из­ маленьких­ хозяев­ этих­ куколок,­ мишек,­ погремушек­ не­ осталось­ в­ живых.

Во­ время­ воздушной­ тревоги,­ когда­ жители­ города­ скрывались­ в­ бомбоубежищах,­ на­ крышах­ домов­ и­ школ­ дежурили­ бойцы­ отрядов­ противовоздушной­ обороны.­ Им­ помогали­ дети.­ «Зажигалку»,­ которая­ шипела­ и­ брызгала,­ быстро­ хватали­ длинными­ щипцами­ и­ тушили,­ сунув­ в­ ящик­ с­ песком­ или­ сбросив­ вниз­ на­ землю.­ Нельзя­ упускать­ ни­ секунды,­ поэтому­ надо­ было­ быстро­ двигаться­ по­ покатой­ и­ скользкой­ крыше.­ Шустрым­ ребятам­ это­ хорошо­ удавалось.­ Пожаров­ могло­ бы­ быть­ в­ сотни­ раз­ больше,­ если­ бы­ ребятишки­ не­ смазывали­ деревянные­ чердачные­ перекрытия­ специальной­ смесью­ против­ возгорания,­ которую­ разработали­ ленинградские­ ученые.

«БЛОКАДА»

Но­ гибель­ мирных­ жителей­ во­ время­ артобстрелов­ была­ только­ началом­ бедствий,­ выпавших­ на­ город.­ Перестали­ работать­ электростанции,­ и­ город­ погрузился­ во­ тьму.

Началось­ самое­ тяжелое­ время:­ зима­ Скрытог.­ Ленинград­ занесло­ снегом,­ ударили­ 40­ градусные­ морозы.­ Закончилось­ топливо,­ и­ внутренние­ стены­ квартир­ покрылись­ изморозью.­ Ленинградцы­ стали­ устанавливать­ в­ комнатах­ железные­ печки-времянки.­ В­ них­ сжигали­ столы,­ стулья,­ шкафы,­ диваны.­ А­ затем­ и­ книги.

Замерзли­ водопроводные­ и­ канализационные­ трубы,­ люди­ остались­ без­ воды.­ Теперь­ ее­ можно­ было­ брать­ только­ из­ Невы­ и­ Фонтанки.

«Мне­ было­ десять­ лет,­ -­ вспоминает­ один­ из­ жителей­ блокадного­ города­ А.­ Молчанов.­ -­ Я­ ходил­ за­ водой­ с­ чайником.­ Была­ такая­ слабость,­ что­ пока­ донесу­ воду,­ несколько­ раз­ отдыхаю.­ Раньше,­ поднимаясь­ по­ лестнице,­ бежал,­ перепрыгивая­ через­ ступеньки.­ А­ теперь,­ поднимаясь­ по­ лестнице,­ часто­ садился­ и­ отдыхал.­ Больше­ всего­ боялся­ –­ вдруг­ не­ смогу­ донести­ чайник­ с­ водой,­ упаду,­ расплескаю.

Мы­ были­ настолько­ истощены,­ что­ не­ знали,­ уходя­ за­ хлебом­ или­ водой­ –­ хватит­ ли­ сил­ вернуться­ домой.­ Мой­ школьный­ приятель­ пошел­ за­ хлебом,­ упал­ и­ замерз.­ Его­ занесло­ снегом».

«ГОЛОД»

Лишь­ три­ процента­ жизней­ унесли­ бомбежки­ и­ артобстрелы.­ 97%­ жителей­ блокадного­ города­ погибли­ от­ голода.

Самой­ тяжелой­ была­ зима­ 1941г.­ Нормы­ хлеба­ постоянно­ снижались­ и­ в­ ноябре­ достигли­ своего­ минимума.­ Рабочие­ получали­ 250­ грамм,­ служащие,­ иждивенцы­ и­ дети­ -125­ грамм­ хлеба.­ И­ этот­ хлеб­ был­ очень­ не­ похож­ на­ нынешний.­ Только­ наполовину­ состоял­ он­ из­ муки,­ которой­ тогда­ очень­ не­ хватало.­ В­ него­ добавляли­ жмых,­ целлюлозу,­ обойный­ клей.

Но­ из-за­ этим­ маленьким­ кусочком­ надо­ было­ отстоять­ многочасовую­ очередь­ на­ морозе,­ которую­ занимали­ ранним­ утром.­ Были­ дни,­ когда­ из-за­ постоянных­ бомбежек­ хлебозаводы­ не­ работали­ и­ матери­ ни­ с­ чем­ возвращались­ домой­ ,­ где­ их­ ждали­ голодные­ дети.

Других­ продуктов­ практически­ не­ было.­ Люди­ отдирали­ обои,­ на­ обратной­ стороне­ которых­ сохранились­ остатки­ клейстера,­ готовили­ из­ них­ суп.­ Из­ столярного­ клея­ варили­ студень.­ Чтобы­ заполнить­ пустые­ желудки,­ из­ домашних­ аптечек­ выбирали­ всё,­ что­ можно­ употребить­ в­ пищу:­ касторку,­ вазелин,­ глицерин.­ Разрезали­ на­ куски­ и­ отваривали­ кожаные­ сапоги­ и­ туфли.

«Мы­ здесь­ живем­ очень­ плохо,­ -­ пишет­ в­ письме­ семилетний­ мальчик­ печатными­ буквами.­ –­ Голодные­ как­ волки­ зимой.­ А­ у­ меня­ аппетит­ такой,­ что­ кажется­ дали­ бы­ три­ буханки­ хлеба,­ все­ бы­ съел».

Дети­ того­ времени­ не­ мечтали­ о­ чем-то­ вкусном.­ Недостижимым­ желанием­ была­ та­ еда,­ от­ которой­ они­ может­ быть­ капризничая­ отказывались­ в­ мирное­ время.

Вот­ записка­ Вали­ Чепко,­ которое­ она­ назвала­ «меню­ после­ голодовки,­ если­ я­ останусь­ жива».­ 1-е­ блюда:­ суп­ картофельный,­ овсяный.…2-ое.­ каши:­ овсяная,­ пшеничная,­ перловая,­ гречневая…Котлета­ с­ пюре,­ сосиска­ с­ пюре.­ И­ тоскливая­ подпись:­ об­ этом­ я­ и­ не­ мечтаю.

Это­ скромное­ меню­ так­ и­ осталось­ несбыточной­ мечтой.­ Девочка­ умерла­ от­ голода­ в­ 1942г.­ В­ ту­ первую­ страшную­ блокадную­ зиму­ в­ городе­ каждый­ день­ от­ голода­ умирали­ 2-3­ тысячи­ человек.

«ГОРЕ»

Детям­ в­ блокаду­ было­ намного­ хуже,­ чем­ взрослым.­ Как­ объяснить­ малышам,­ почему­ так­ страшно­ изменилась­ их­ жизнь?­ Почему­ завывает­ сирена­ и­ надо­ бежать­ в­ бомбоубежище?­ Почему­ нет­ еды?­ Почему­ всесильные­ взрослые­ ничего­ не­ могут­ исправить?

Резко­ увеличилось­ число­ детских­ домов.­ Если­ в­ конце­ 41­ года­ их­ было­ 17,­ то­ весной­ 1942­ их­ было­ 98.­ В­ них­ было­ принято­ более­ 40­ тысяч­ детей­ –­ сирот.

У­ каждого­ такого­ ребенка­ –­ вашего­ сверстника­ -­ своя­ страшная­ история­ жизни­ в­ блокадном­ городе.­ Часто,­ вспоминая­ блокаду,­ говорят­ про­ дневник­ Тани­ Савичевой,­ и­ ее­ известную­ фразу­ «осталась­ одна­ Таня».­ Но­ судьба­ Тани­ -­ одна­ из­ судеб­ многих­ ленинградских­ мальчишек­ и­ девчонок.

Сколько­ огромного­ горя­ скрывается­ в­ этих­ детских­ строчках,­ авторы­ которых­ неизвестны.­ Сегодня­ их­ письма­ -­ экспонаты­ в­ музее­ защитников­ Ленинграда.

"Привет­ из­ Ленинграда.­ Здравствуйте,­ милая­ тетя.­ Вы­ пишите,­ что­ не­ получаете­ от­ нас­ новостей.­ Вот­ они.

16­ февраля­ умерла­ мама.

16­ ноября­ умер­ папа.

10­ января­ умерла­ бабушка.

19­ января­ умерла­ тетя­ Лиза.

21­ марта­ комната­ наша­ разбита­ и­ ранен­ в­ голову­ Славик.

23­ марта­ в­ госпитале­ в­ 9­ часов­ утра­ он­ скончался.

И­ я­ осталась­ одна".

У­ большинства­ блокадных­ детей­ родители­ умирали­ на­ их­ глазах.­ Эти­ ребята­ привыкли­ к­ артобстрелам,­ а­ вид­ умирающих­ на­ улицах­ людей­ был­ для­ них­ обычной­ картиной.­ Но­ все­ они­ мечтали­ о­ будущем,­ о­ будущем­ без­ войны.­ И­ поэтому­ преодолевая­ слабость­ ,­ в­ лютый­ холод,­ под­ обстрелами­ –­ они­ шли­ в­ школу.

«ШКОЛА»

В­ самые­ суровые­ дни­ блокады­ зимы­ Скрытог.­ в­ осажденном­ городе­ работали­ 39­ школ.

Занятия­ проходили­ в­ необычной­ обстановке.­ Нередко­ во­ время­ урока­ раздавался­ вой­ сирены,­ возвещавшей­ об­ очередной­ бомбежке­ или­ артобстреле.­ Ученики­ быстро­ спускались­ в­ бомбоубежище,­ где­ занятия­ продолжались.

Чтобы­ не­ бегать­ с­ учениками­ начальной­ школы­ из­ класса­ в­ бомбоубежище­ и­ обратно,­ уроки­ для­ них­ проводились­ только­ там.­ Вот­ удивительный­ экземпляр­ учебной­ тетради­ того­ времени.­ На­ ней­ детской­ рукой­ написана­ не­ школа,­ а­ порядковый­ номер­ бомбоубежища.­ Такое­ возможно­ было­ только­ в­ Ленинграде!

Учиться­ в­ жестоких­ условиях­ зимы­ стало­ подвигом.­ Учителя­ и­ ученики­ сами­ добывали­ топливо,­ возили­ на­ санках­ воду,­ следили­ за­ чистотой­ в­ школе.­ Урок­ продолжался­ не­ более­ 25­ минут,­ больше­ не­ выдерживали­ ни­ учителя,­ ни­ школьники.­ Записей­ не­ вели,­ так­ как­ в­ неотапливаемых­ классах­ мерзли­ не­ только­ руки,­ но­ и­ замерзали­ чернила.­ Уроки­ учили­ наизусть.­ Отрывок­ из­ дневника­ школьника:­ "Температура­ 2-3­ градуса­ ниже­ нуля.­ Тусклый­ зимний,­ свет­ робко­ пробивается­ сквозь­ единственное­ окно.­ Мы­ сидим­ в­ пальто,­ в­ галошах,­ в­ перчатках­ и­ даже­ в­ головных­ уборах...­ "

Но,­ несмотря­ на­ все­ трудности,­ ребята­ сдавали­ экзамены,­ получали­ оценки­ и­ переходили­ из­ класса­ в­ класс!

В­ сентябре­ 1942г.­ в­ городе­ вновь­ открылись­ школы.­ Учеников­ в­ каждом­ классе­ стало­ меньше,­ многие­ погибли­ от­ обстрелов­ и­ голода.­ В­ школах­ стало­ необычайно­ тихо,­ обессиленные­ голодные­ дети­ перестали­ бегать­ и­ шуметь­ на­ переменах.­ И­ в­ первый­ раз,­ когда­ двое­ мальчиков­ подрались­ на­ перемене,­ то­ учителя­ не­ отругали­ их,­ а­ обрадовались.­ «Значит,­ оживают­ наши­ ребятишки».

«НОВЫЙ­ ГОД»

Хотя­ обстановка­ в­ осажденном­ Ленинграде­ была­ очень­ тяжелой,­ тем­ не­ менее­ было­ принято­ решение­ о­ проведении­ школьных­ елок­ зимой­ 1942г.­ В­ замерзшем­ темном­ городе­ звучала­ музыка,­ перед­ ребятами­ выступали­ артисты.­ Но­ главное,­ что­ в­ пригласительных­ билетах­ было­ написано,­ что­ их­ ждет­ обед.­ Ребята­ получали­ небольшую­ порцию­ супа,­ каши­ –­ роскошная­ еда­ по­ тому­ времени.­ А­ еще­ в­ город­ привезли­ мандарины­ и­ раздавали­ их­ детям.­ Это­ был­ самый­ лучший­ подарок­ от­ Деда­ Мороза.­ Его­ прижимая­ под­ одеждой,­ уносили­ домой­ –­ маме,­ младшим­ братьям­ и­ сестренкам.

«МАЛЕНЬКИЕ­ ГЕРОИ»

Страдая­ от­ голода­ и­ холода­ жители­ –­ взрослые­ и­ дети­ –­ не­ сидели­ сложа­ руки,­ не­ ждали,­ когда­ их­ освободят,­ а­ как­ могли,­ боролись­ за­ родной­ город.

Не­ было­ таких­ событий­ в­ блокадном­ городе­ ,­ в­ которых­ не­ участвовали­ юные­ ленинградцы.­ Они­ вставали­ к­ заводским­ станкам,­ заменяя­ погибших­ или­ ушедших­ на­ фронт­ взрослых.­ В­ 12-15­ лет­ дети­ изготавливали­ детали­ для­ пулеметов,­ автоматов,­ артиллерийских­ снарядов.­ Чтобы­ ребята­ могли­ работать­ за­ станками,­ для­ них­ делали­ деревянные­ подставки.­ Сколько­ будет­ длиться­ рабочий­ день­ –­ никто­ не­ считал.

Дети­ вместе­ с­ взрослыми­ тушили­ пожары,­ уничтожили­ десятки­ тысяч­ зажигательных­ бомб.­ Разбирали­ завалы­ разрушенных­ зданий,­ очищая­ дороги­ и­ трамвайные­ пути.

С­ весны­ до­ поздней­ осени­ в­ Скрытог.­ школьники­ работали­ на­ совхозных­ полях,­ чтобы­ обеспечить­ город­ овощами.­ Огороды­ тоже­ бомбили.­ Когда­ начинался­ налет,­ то­ по­ крику­ учителя­ снимали­ панамки­ и­ ложились­ лицом­ в­ землю.­ Было­ все:­ и­ жара,­ и­ дождь,­ и­ заморозки,­ и­ грязь.­ В­ два,­ в­ три­ раза­ перевыполняли­ норму­ ребята,­ собирали­ рекордные­ урожаи.

Школьники­ приходили­ в­ госпиталь­ к­ раненым.­ Они­ убирали­ в­ палатах,­ кормили­ тяжелораненных.­ Пели­ им­ песни,­ читали­ стихи,­ писали­ письма­ под­ диктовку.­ Заготавливали­ для­ госпиталя­ дрова.

С­ 1943­ года­ в­ городе­ были­ организованы­ команды­ тимуровцы.­ Они­ навещали­ стариков,­ больных,­ разносили­ почту.

В­ осажденном­ городе­ работала­ консерватория,­ театры­ давали­ спектакли,­ шли­ фильмы.­ Город­ жил­ и­ выжил,­ несмотря­ на­ главную­ цель­ немцев­ уничтожить­ его­ обстрелами­ и­ голодом.­ И­ вместе­ со­ взрослыми­ снятию­ блокады­ в­ 1944­ году­ радовались­ его­ юные­ жители,­ так­ повзрослевшие­ за­ 872­ дня­ блокадных­ дня.­ Но­ они­ не­ только­ пережили­ блокаду,­ но­ они,­ как­ и­ их­ родители,­ помогли­ выстоять­ великому­ городу.­ Они­ учились,­ сражались,­ трудились:­ 15­ тысяч­ школьников­ были­ награждены­ медалью­ «За­ оборону­ Ленинграда».
  • Можно с детьми
ВладелецLyudmila
Телефон:
1941XXXX
1941XXXX
1942XXXX
Чтобы иметь возможность просматривать номера собственников, нужно оплатить доступ.

Это объявление из Базы ВК № 664837

Я хочу снять

Метро

Цена от до

Хотите заселиться сегодня?

Мы срочно найдем вариант для Вас

Мы ВКонтакте