ЕЖЕДНЕВНО С 10:00 - 22:00
+7(812) 507-67-47

Сдам комнату 11.12.15 (В архиве)

Телеграмма

Октябрь­ был­ на­ редкость­ холодный,­ ненастный.­ Тесовые­ крыши­ почернели.

Спутанная­ трава­ в­ саду­ полегла,­ и­ все­ доцветал­ и­ никак­ не­ мог­ доцвесть­ и­ осыпаться­ один­ только­ маленький­ подсолнечник­ у­ забора.

Над­ лугами­ тащились­ из-за­ реки,­ цеплялись­ за­ облетевшие­ ветлы­ рыхлые­ тучи.­ Из­ них­ назойливо­ сыпался­ дождь.

По­ дорогам­ уже­ нельзя­ было­ ни­ пройти,­ ни­ проехать,­ и­ пастухи­ перестали­ гонять­ в­ луга­ стадо.

Пастуший­ рожок­ затих­ до­ весны.­ Катерине­ Петровне­ стало­ еще­ труднее­ вставать­ по­ утрам­ и­ видеть­ все­ то­ же:­ комнаты,­ где­ застоялся­ горький­ запах­ нетопленных­ печей,­ пыльный­ «Вестник­ Европы»,­ пожелтевшие­ чашки­ на­ столе,­ давно­ не­ чищенный­ самовар­ и­ картины­ на­ стенах.­ Может­ быть,­ в­ комнатах­ было­ слишком­ сумрачно,­ а­ в­ глазах­ Катерины­ Петровны­ уже­ появилась­ темная­ вода,­ или,­ может­ быть,­ картины­ потускнели­ от­ времени,­ но­ на­ них­ ничего­ нельзя­ было­ разобрать.­ Катерина­ Петровна­ только­ по­ памяти­ знала,­ что­ вот­ эта­ –­ портрет­ ее­ отца,­ а­ вот­ эта­ –­ маленькая,­ в­ золотой­ раме­ –­ подарок­ Крамского,­ эскиз­ к­ его­ «Неизвестной».­ Катерина­ Петровна­ доживала­ свой­ век­ в­ старом­ доме,­ построенном­ ее­ отцом­ –­ известным­ художником.

В­ старости­ художник­ вернулся­ из­ Петербурга­ в­ свое­ родное­ село,­ жил­ на­ покое­ и­ занимался­ садом.­ Писать­ он­ уже­ не­ мог:­ дрожала­ рука,­ да­ и­ зрение­ ослабло,­ часто­ болели­ глаза.

Дом­ был,­ как­ говорила­ Катерина­ Петровна,­ «мемориальный».­ Он­ находился­ под­ охраной­ областного­ музея.­ Но­ что­ будет­ с­ этим­ домом,­ когда­ умрет­ она,­ последняя­ его­ обитательница,­ Катерина­ Петровна­ не­ знала.­ А­ в­ селе­ –­ называлось­ оно­ Заборье­ –­ никого­ не­ было,­ с­ кем­ бы­ можно­ было­ поговорить­ о­ картинах,­ о­ петербургской­ жизни,­ о­ том­ лете,­ когда­ Катерина­ Петровна­ жила­ с­ отцом­ в­ Париже­ и­ видела­ похороны­ Виктора­ Гюго.

Не­ расскажешь­ же­ об­ этом­ Манюшке,­ дочери­ соседа,­ колхозного­ сапожника, –­ девчонке,­ прибегавшей­ каждый­ день,­ чтобы­ принести­ воды­ из­ колодца,­ подмести­ полы,­ поставить­ самовар.

Катерина­ Петровна­ дарила­ Манюшке­ за­ услуги­ сморщенные­ перчатки,­ страусовые­ перья,­ стеклярусную­ черную­ шляпу.

– На­ что­ это­ мне? –­ хрипло­ спрашивала­ Манюшка­ и­ шмыгала­ носом. –­ Тряпичница­ я,­ что­ ли?

– А­ ты­ продай,­ милая, –­ шептала­ Катерина­ Петровна.­ Вот­ уже­ год,­ как­ она­ ослабела­ и­ не­ могла­ говорить­ громко. –­ Ты­ продай.

– Сдам­ в­ утиль, –­ решала­ Манюшка,­ забирала­ все­ и­ уходила.

Изредка­ заходил­ сторож­ при­ пожарном­ сарае­ –­ Тихон,­ тощий,­ рыжий.­ Он­ еще­ помнил,­ как­ отец­ Катерины­ Петровны­ приезжал­ из­ Петербурга,­ строил­ дом,­ заводил­ усадьбу.

Тихон­ был­ тогда­ мальчишкой,­ но­ почтение­ к­ старому­ художнику­ сберег­ на­ всю­ жизнь.­ Глядя­ на­ его­ картины,­ он­ громко­ вздыхал:

– Работа­ натуральная!

Тихон­ хлопотал­ часто­ без­ толку,­ от­ жалости,­ но­ все­ же­ помогал­ по­ хозяйству:­ рубил­ в­ саду­ засохшие­ деревья,­ пилил­ их,­ колол­ на­ дрова.­ И­ каждый­ раз,­ уходя,­ останавливался­ в­ дверях­ и­ спрашивал:

– Не­ слышно,­ Катерина­ Петровна,­ Настя­ пишет­ чего­ или­ нет?

Катерина­ Петровна­ молчала,­ сидя­ на­ диване­ –­ сгорбленная,­ маленькая, –­ и­ всё­ перебирала­ какие-то­ бумажки­ в­ рыжем­ кожаном­ ридикюле.­ Тихон­ долго­ сморкался,­ топтался­ у­ порога.

– Ну­ что­ ж, –­ говорил­ он,­ не­ дождавшись­ ответа. –­ Я,­ пожалуй,­ пойду,­ Катерина­ Петровна.

– Иди,­ Тиша, –­ шептала­ Катерина­ Петровна. –­ Иди,­ бог­ с­ тобой!

Он­ выходил,­ осторожно­ прикрыв­ дверь,­ а­ Катерина­ Петровна­ начинала­ тихонько­ плакать.­ Ветер­ свистел­ за­ окнами­ в­ голых­ ветвях,­ сбивал­ последние­ листья.­ Керосиновый­ ночник­ вздрагивал­ на­ столе.­ Он­ был,­ казалось,­ единственным­ живым­ существом­ в­ покинутом­ доме, –­ без­ этого­ слабого­ огня­ Катерина­ Петровна­ и­ не­ знала­ бы,­ как­ дожить­ до­ утра.

Ночи­ были­ уже­ долгие,­ тяжелые,­ как­ бессонница.­ Рассвет­ все­ больше­ медлил,­ все­ запаздывал­ и­ нехотя­ сочился­ в­ немытые­ окна,­ где­ между­ рам­ еще­ с­ прошлого­ года­ лежали­ поверх­ ваты­ когда-то­ желтые­ осенние,­ а­ теперь­ истлевшие­ и­ черные­ листья.

Настя,­ дочь­ Катерины­ Петровны­ и­ единственный­ родной­ человек,­ жила­ далеко,­ в­ Ленинграде.­ Последний­ раз­ она­ приезжала­ три­ года­ назад.

Катерина­ Петровна­ знала,­ что­ Насте­ теперь­ не­ до­ нее,­ старухи.­ У­ них,­ у­ молодых,­ свои­ дела,­ свои­ непонятные­ интересы,­ свое­ счастье.­ Лучше­ не­ мешать.­ Поэтому­ Катерина­ Петровна­ очень­ редко­ писала­ Насте,­ но­ думала­ о­ ней­ все­ дни,­ сидя­ на­ краешке­ продавленного­ дивана­ так­ тихо,­ что­ мышь,­ обманутая­ тишиной,­ выбегала­ из-за­ печки,­ становилась­ на­ задние­ лапки­ и­ долго,­ поводя­ носом,­ нюхала­ застоявшийся­ воздух.

Писем­ от­ Насти­ тоже­ не­ было,­ но­ раз­ в­ два-три­ месяца­ веселый­ молодой­ почтарь­ Василий­ приносил­ Катерине­ Петровне­ перевод­ на­ двести­ рублей.­ Он­ осторожно­ придерживал­ Катерину­ Петровну­ за­ руку,­ когда­ она­ расписывалась,­ чтобы­ не­ расписалась­ там,­ где­ не­ надо.

Василий­ уходил,­ а­ Катерина­ Петровна­ сидела,­ растерянная,­ с­ деньгами­ в­ руках.­ Потом­ она­ надевала­ очки­ и­ перечитывала­ несколько­ слов­ на­ почтовом­ переводе.­ Слова­ были­ все­ одни­ и­ те­ же:­ столько­ дел,­ что­ нет­ времени­ не­ то­ что­ приехать,­ а­ даже­ написать­ настоящее­ письмо.

Катерина­ Петровна­ осторожно­ перебирала­ пухлые­ бумажки.­ От­ старости­ она­ забывала,­ что­ деньги­ эти­ вовсе­ не­ те,­ какие­ были­ в­ руках­ у­ Насти,­ и­ ей­ казалось,­ что­ от­ денег­ пахнет­ Настиными­ духами.

Как-то,­ в­ конце­ октября,­ ночью,­ кто-то­ долго­ стучал­ в­ заколоченную­ уже­ несколько­ лет­ калитку­ в­ глубине­ сада.

Катерина­ Петровна­ забеспокоилась,­ долго­ обвязывала­ голову­ теплым­ платком,­ надела­ старый­ салоп,­ впервые­ за­ этот­ год­ вышла­ из­ дому.­ Шла­ она­ медленно,­ ощупью.­ От­ холодного­ воздуха­ разболелась­ голова.­ Позабытые­ звезды­ пронзительно­ смотрели­ на­ землю.­ Палые­ листья­ мешали­ идти.

Около­ калитки­ Катерина­ Петровна­ тихо­ спросила:

– Кто­ стучит?

Но­ за­ забором­ никто­ не­ ответил.

– Должно­ быть,­ почудилось, –­ сказала­ Катерина­ Петровна­ и­ побрела­ назад.

Она­ задохнулась,­ остановилась­ у­ старого­ дерева,­ взялась­ рукой­ за­ холодную,­ мокрую­ ветку­ и­ узнала:­ это­ был­ клен.­ Его­ она­ посадила­ давно,­ еще­ девушкой-хохотушкой,­ а­ сейчас­ он­ стоял­ облетевший,­ озябший,­ ему­ некуда­ было­ уйти­ от­ этой­ бесприютной,­ ветреной­ ночи.

Катерина­ Петровна­ пожалела­ клен,­ потрогала­ шершавый­ ствол,­ побрела­ в­ дом­ и­ в­ ту­ же­ ночь­ написала­ Насте­ письмо.

«Ненаглядная­ моя, –­ писала­ Катерина­ Петровна. –­ Зиму­ эту­ я­ не­ переживу.­ Приезжай­ хоть­ на­ день.­ Дай­ поглядеть­ на­ тебя,­ подержать­ твои­ руки.­ Стара­ я­ стала­ и­ слаба­ до­ того,­ что­ тяжело­ мне­ не­ то­ что­ ходить,­ а­ даже­ сидеть­ и­ лежать, –­ смерть­ забыла­ ко­ мне­ дорогу.­ Сад­ сохнет­ –­ совсем­ уж­ не­ тот, –­ да­ я­ его­ и­ не­ вижу.­ Нынче­ осень­ плохая.­ Так­ тяжело;­ вся­ жизнь,­ кажется,­ не­ была­ такая­ длинная,­ как­ одна­ эта­ осень».

Манюшка,­ шмыгая­ носом,­ отнесла­ это­ письмо­ на­ почту,­ долго­ засовывала­ его­ в­ почтовый­ ящик­ и­ заглядывала­ внутрь, –­ что­ там?­ Но­ внутри­ ничего­ не­ было­ видно­ –­ одна­ жестяная­ пустота.

Настя­ работала­ секретарем­ в­ Союзе­ художников.­ Работ«было­ много,­ Устройство­ выставок,­ конкурсов­ –­ все­ это­ проходило­ через­ ее­ руки.

Письмо­ от­ Катерины­ Петровны­ Настя­ получила­ на­ службе.­ Она­ спрятала­ его­ в­ сумочку,­ не­ читая, –­ решила­ прочесть­ после­ работы.­ Письма­ Катерины­ Петровны­ вызывали­ у­ Насти­ вздох­ облегчения:­ раз­ мать­ пишет­ –­ значит,­ жива.­ Но­ вместе­ с­ тем­ от­ них­ начиналось­ глухое­ беспокойство,­ будто­ каждое­ письмо­ было­ безмолвным­ укором.

После­ работы­ Насте­ надо­ было­ пойти­ в­ мастерскую­ молодого­ скульптора­ Тимофеева,­ посмотреть,­ как­ он­ живет,­ чтобы­ доложить­ об­ этом­ правлению­ Союза.­ Тимофеев­ жаловался­ на­ холод­ в­ мастерской­ и­ вообще­ на­ то,­ что­ его­ затирают­ и­ не­ дают­ развернуться.

На­ одной­ из­ площадок­ Настя­ достала­ зеркальце,­ напудрилась­ и­ усмехнулась, –­ сейчас­ она­ нравилась­ самой­ себе.­ Художники­ звали­ ее­ Сольвейг­ за­ русые­ волосы­ и­ большие­ холодные­ глаза.

Открыл­ сам­ Тимофеев­ –­ маленький,­ решительный,­ злой.­ Он­ был­ в­ пальто.­ Шею­ он­ замотал­ огромным­ шарфом,­ а­ на­ его­ ногах­ Настя­ заметила­ дамские­ фетровые­ боты.

– Не­ раздевайтесь, –­ буркнул­ Тимофеев. –­ А­ то­ замерзнете.­ Прошу!

Он­ провел­ Настю­ по­ темному­ коридору,­ поднялся­ вверх­ на­ несколько­ ступеней­ и­ открыл­ узкую­ дверь­ в­ мастерскую.

Из­ мастерской­ пахнуло­ чадом.­ На­ полу­ около­ бочки­ с­ мокрой­ глиной­ горела­ керосинка.­ На­ станках­ стояли­ скульптуры,­ закрытые­ сырыми­ тряпками.­ За­ широким­ окном­ косо­ летел­ снег,­ заносил­ туманом­ Неву,­ таял­ в­ ее­ темной­ воде.­ Ветер­ посвистывал­ в­ рамках­ и­ шевелил­ на­ полу­ старые­ газеты.

– Боже­ мой,­ какой­ холод! –­ сказала­ Настя,­ и­ ей­ показалось,­ что­ в­ мастерской­ еще­ холоднее­ от­ белых­ мраморных­ барельефов,­ в­ беспорядке­ развешанных­ по­ стенам.

– Вот,­ полюбуйтесь! –­ сказал­ Тимофеев,­ пододвигая­ Насте­ испачканное­ глиной­ кресло. –­ Непонятно,­ как­ я­ еще­ не­ издох­ в­ этой­ берлоге.­ А­ у­ Першина­ в­ мастерской­ от­ калориферов­ дует­ теплом,­ как­ из­ Сахары.

– Вы­ не­ любите­ Першина? –­ осторожно­ спросила­ Настя.

– Выскочка! –­ сердито­ сказал­ Тимофеев. –­ Ремесленник!­ У­ его­ фигур­ не­ плечи,­ а­ вешалки­ для­ пальто.­ Его­ колхозница­ –­ каменная­ баба­ в­ подоткнутом­ фартуке.­ Его­ рабочий­ похож­ на­ неандертальского­ человека.­ Лепит­ деревянной­ лопатой.­ А­ хитер,­ милая­ моя,­ хитер,­ как­ кардинал!

– Покажите­ мне­ вашего­ Гоголя, –­ попросила­ Настя,­ чтобы­ переменить­ разговор.

– Перейдите! –­ угрюмо­ приказал­ скульптор. –­ Да­ нет,­ не­ туда!­ Вон­ в­ тот­ угол.­ Так!

Он­ снял­ с­ одной­ из­ фигур­ мокрые­ тряпки,­ придирчиво­ осмотрел­ ее­ со­ всех­ сторон,­ присел­ на­ корточки­ около­ керосинки,­ грея­ руки,­ и­ сказал:

– Ну­ вот­ он,­ Николай­ Васильевич!­ Теперь­ прошу!

Настя­ вздрогнула.­ Насмешливо,­ зная­ ее­ насквозь,­ смотрел­ на­ нее­ остроносый­ сутулый­ человек.­ Настя­ видела,­ как­ на­ его­ виске­ бьется­ тонкая­ склеротическая­ жилка.

«А­ письмо-то­ в­ сумочке­ нераспечатанное, –­ казалось,­ говорили­ сверлящие­ гоголевские­ глаза. –­ Эх­ ты,­ сорока!»

– Ну­ что? –­ опросил­ Тимофеев. –­ Серьезный­ дядя,­ да?

– Замечательно! –­ с­ трудом­ ответила­ Настя. –­ Это­ действительно­ превосходно.

Тимофеев­ горько­ засмеялся.

– Превосходно, –­ повторил­ он. –­ Все­ говорят:­ превосходно.­ И­ Першин,­ и­ Матьящ,­ и­ всякие­ знатоки­ из­ всяких­ комитетов.­ А­ толку­ что?­ Здесь­ –­ превосходно,­ а­ там,­ где­ решается­ моя­ судьба­ как­ скульптора,­ там­ тот­ же­ Першин­ только­ неопределенно­ хмыкнет­ –­ и­ готово.­ А­ Першин­ хмыкнул­ –­ значит,­ конец!…­ Ночи­ не­ спишь! –­ крикнул­ Тимофеев­ и­ забегал­ по­ мастерской,­ топая­ ботами. –­ Ревматизм­ в­ руках­ от­ мокрой­ глины.­ Три­ года­ читаешь­ каждое­ слово­ о­ Гоголе.­ Свиные­ рыла­ снятся!

Тимофеев­ поднял­ со­ стола­ груду­ книг,­ потряс­ ими­ в­ воздухе­ и­ с­ силой­ швырнул­ обратно.­ Со­ стола­ полетела­ гипсовая­ пыль.

– Это­ все­ о­ Гоголе! –­ сказал­ он­ и­ вдруг­ успокоился. –­ Что?­ Я,­ кажется,­ вас­ напугал?­ Простите,­ милая,­ но,­ ей-богу,­ я­ готов­ драться.

– Ну­ что­ ж,­ будем­ драться­ вместе, –­ сказал­ Настя­ и­ встала.

Тимофеев­ крепко­ пожал­ ей­ руку,­ и­ она­ ушла­ с­ твердым­ решением­ вырвать­ во­ что­ бы­ то­ ни­ стало­ этого­ талантливого­ человека­ из­ безвестности.

Настя­ вернулась­ в­ Союз­ художников,­ прошла­ к­ председателю­ и­ долго­ говорила­ с­ ним,­ горячилась,­ доказывала,­ что­ нужно­ сейчас­ же­ устроить­ выставку­ работ­ Тимофеева.­ Председатель­ постукивал­ карандашом­ по­ столу,­ что-то­ долго­ прикидывал­ и­ в­ конце­ концов­ согласился.

Настя­ вернулась­ домой,­ в­ свою­ старинную­ комнату­ на­ Мойке,­ с­ лепным­ золоченым­ потолком,­ и­ только­ там­ прочла­ письмо­ Катерины­ Петровны.

– Куда­ там­ сейчас­ ехать! –­ сказала­ она­ и­ встала, –­ Разве­ отсюда­ вырвешься!

Она­ подумала­ о­ переполненных­ поездах,­ пересадке­ на­ узкоколейку,­ тряской­ телеге,­ засохшем­ саде,­ неизбежных­ материнских­ слезах,­ о­ тягучей,­ ничем­ не­ скрашенной­ скуке­ сельских­ дней­ –­ и­ положила­ письмо­ в­ ящик­ письменного­ стола.

Две­ недели­ Настя­ возилась­ с­ устройством­ выставки­ Тимофеева.

Несколько­ раз­ за­ это­ время­ она­ ссорилась­ и­ мирилась­ с­ неуживчивым­ скульптором.­ Тимофеев­ отправлял­ на­ выставку­ свои­ работы­ с­ таким­ видом,­ будто­ обрекал­ их­ на­ уничтожение.

– Ни­ черта­ у­ вас­ не­ получится,­ дорогая­ моя, –­ со­ злорадством­ говорил­ он­ Насте,­ будто­ она­ устраивала­ не­ его,­ а­ свою­ выставку. –­ Зря­ я­ только­ трачу­ время,­ честное­ слово.

Настя­ сначала­ приходила­ в­ отчаяние­ и­ обижалась,­ пока­ не­ поняла,­ что­ все­ эти­ капризы­ от­ уязвленной­ гордости,­ что­ они­ наигранны­ и­ в­ глубине­ души­ Тимофеев­ очень­ рад­ своей­ будущей­ выставке.

Выставка­ открылась­ вечером.­ Тимофеев­ злился­ и­ говорил,­ что­ нельзя­ смотреть­ скульптуру­ при­ электричестве.

– Мертвый­ свет! –­ ворчал­ он. –­ Убийственная­ скука!­ Керосин­ и­ то­ лучше.

– Какой­ же­ свет­ вам­ нужен,­ невозможный­ вы­ тип? –­ вспылила­ Настя.

– Свечи­ нужны!­ Свечи! –­ страдальчески­ закричал­ Тимофеев. –­ Как­ же­ можно­ Гоголя­ ставить­ под­ электрическую­ лампу.­ Абсурд!

Нa­ открытии­ были­ скульпторы,­ художники.­ Непосвященный,­ услышав­ разговоры­ скульпторов,­ не­ всегда­ мог­ бы­ догадаться,­ хвалят­ ли­ они­ работы­ Тимофеева­ или­ ругают.­ Но­ Тимофеев­ понимал,­ что­ выставка­ удалась.

Седой­ вспыльчивый­ художник­ подошел­ к­ Насте­ и­ похлопал­ ее­ по­ руке:

– Благодарю.­ Слышал,­ что­ это­ вы­ извлекли­ Тимофеева­ на­ свет­ божий.­ Прекрасно­ сделали.­ А­ то­ у­ нас,­ знаете­ ли,­ много­ болтающих­ о­ внимании­ к­ художнику,­ о­ заботе­ и­ чуткости,­ а­ как­ дойдет­ до­ дела,­ так­ натыкаешься­ на­ пустые­ глаза.­ Еще­ раз­ благодарю!

Началось­ обсуждение.­ Говорили­ много,­ хвалили,­ горячились,­ и­ мысль,­ брошенная­ старым­ художником­ о­ внимании­ к­ человеку,­ к­ молодому­ незаслуженно­ забытому­ скульптору,­ повторялась­ в­ каждой­ речи.

Тимофеев­ сидел­ нахохлившись,­ рассматривал­ паркет,­ но­ все­ же­ искоса­ поглядывал­ на­ выступающих,­ не­ зная,­ можно­ ли­ им­ верить­ или­ пока­ еще­ рано.

В­ дверях­ появилась­ курьерша­ из­ Союза­ –­ добрая­ и­ бестолковая­ Даша.­ Она­ делала­ Насте­ какие-то­ знаки.­ Настя­ подошла­ к­ ней,­ и­ Даша,­ ухмыляясь,­ подала­ ей­ телеграмму.

Настя­ вернулась­ на­ свое­ место,­ незаметно­ вскрыла­ телеграмму,­ прочла­ и­ ничего­ не­ поняла:

«Катя­ помирает.­ Тихон».

«Какая­ Катя? –­ растерянно­ подумала­ Настя. –­ Какой­ Тихон?­ Должно­ бить,­ это­ не­ мне».

Она­ посмотрела­ на­ адрес:­ нет,­ телеграмма­ была­ ей.­ Тогда­ только­ она­ заметила­ тонкие­ печатные­ буквы­ на­ бумажной­ ленте:­ «Заборье».

Настя­ скомкала­ телеграмму­ и­ нахмурилась.­ Выступал­ Перший.

– В­ наши­ дни, –­ говорил­ он,­ покачиваясь­ и­ придерживая­ очки, –­ забота­ о­ человеке­ становится­ той­ прекрасной­ реальностью,­ которая­ помогает­ нам­ расти­ и­ работать.­ Я­ счастлив­ отметить­ в­ нашей­ среде,­ в­ среде­ скульпторов­ и­ художников,­ проявление­ этой­ заботы.­ Я­ говорю­ о­ выставке­ работ­ товарища­ Тимофеева.­ Этой­ выставкой­ мы­ целиком­ обязаны­ –­ да­ не­ в­ обиду­ будет­ сказано­ нашему­ руководству­ –­ одной­ из­ рядовых­ сотрудниц­ Союза,­ нашей­ милой­ Анастасии­ Семеновне.

Перший­ поклонился­ Насте,­ и­ все­ зааплодировали.­ Аплодировали­ долго.­ Настя­ смутилась­ до­ слез.

Кто-то­ тронул­ ее­ сзади­ за­ руку.­ Это­ был­ старый­ вспыльчивый­ художник.

– Что? –­ спросил­ он­ шепотом­ и­ показал­ глазами­ на­ скомканную­ в­ руке­ Насти­ телеграмму. –­ Ничего­ неприятного?

– Нет, –­ ответила­ Настя. –­ Это­ так…­ От­ одной­ знакомой…

– Ага! –­ пробормотал­ старик­ и­ снова­ стал­ слушать­ Першина.

Все­ смотрели­ на­ Першина,­ но­ чей-то­ взгляд,­ тяжелый­ и­ пронзительный,­ Настя­ все­ время­ чувствовала­ на­ себе­ и­ боялась­ поднять­ голову.­ «Кто­ бы­ это­ мог­ быть? –­ подумала­ она. –­ Неужели­ кто-нибудь­ догадался?­ Как­ глупо.­ Опять­ расходились­ нервы».

Она­ с­ усилием­ подняла­ глаза­ и­ тотчас­ отвела­ их:­ Гоголь­ смотрел­ на­ нее,­ усмехаясь.­ На­ его­ виске­ как­ будто­ тяжело­ билась­ тонкая­ склеротическая­ жилка.­ Насте­ показалось,­ что­ Гоголь­ тихо­ сказал­ сквозь­ стиснутые­ зубы:­ –­ «Эх,­ ты!»

Настя­ быстро­ встала,­ вышла,­ торопливо­ оделась­ внизу­ и­ выбежала­ на­ улицу.

Валил­ водянистый­ снег.­ На­ Исаакиевском­ соборе­ выступила­ серая­ изморозь.­ Хмурое­ небо­ все­ ниже­ опускалось­ на­ город,­ на­ Настю,­ на­ Неву.

«Ненаглядная­ моя, –­ вспомнила­ Настя­ недавнее­ письмо. –­ Ненаглядная!»

Настя­ села­ на­ скамейку­ в­ сквере­ около­ Адмиралтейства­ и­ горько­ заплакала.­ Снег­ таял­ на­ лице,­ смешивался­ со­ слезами.

Настя­ вздрогнула­ от­ холода­ и­ вдруг­ поняла,­ что­ никто­ ее­ так­ не­ любил,­ как­ эта­ дряхлая,­ брошенная­ всеми­ старушка,­ там,­ в­ скучном­ Заборье.

«Поздно!­ Маму­ я­ уже­ не­ увижу», –­ сказала­ она­ про­ себя­ и­ вспомнила,­ что­ за­ последний­ год­ она­ впервые­ произнесла­ это­ детское­ милое­ слово­ –­ «мама».

Она­ вскочила,­ быстро­ пошла­ против­ снега,­ хлеставшего­ в­ лицо.

«Что­ ж­ что,­ мама?­ Что? –­ думала­ она,­ ничего­ не­ видя. –­ Мама!­ Как­ же­ это­ могло­ так­ случиться?­ Ведь­ никого­ же­ у­ меня­ в­ жизни­ нет.­ Нет­ и­ не­ будет­ роднее.­ Лишь­ бы­ успеть,­ лишь­ бы­ она­ увидела­ меня,­ лишь­ бы­ простила».

Настя­ вышла­ на­ Невский­ проспект,­ к­ городской­ станции­ железных­ дорог.

Она­ опоздала.­ Билетов­ уже­ не­ было.

Настя­ стояла­ около­ кассы,­ губы­ у­ нее­ дрожали,­ она
ВладелецAntonella
Телефон:
Телефон
Чтобы иметь возможность просматривать номера собственников, нужно оплатить доступ.

Это объявление из Базы ВК № 110678

Я хочу снять

Метро

Цена от до

Хотите заселиться сегодня?

Мы срочно найдем вариант для Вас

Мы ВКонтакте